Starsky: «Верю, что в 2020-м в PUBG будет не меньше шести карт»

Комментатор PlayerUnknown’s Battlegrounds Борис «Starsky» Старосельский, сооснователь киберспортивной организации Unique Esports, дал развернутое интервью Natus Vincere, в котором рассказал о начале увлечения новой дисциплиной, трудностях своей работы, успехах экс-«Грубых» на финалах Global Loot League Season 1 в Бухаресте и многом другом.


— Привет! Поклонникам компьютерного спорта ты известен как комментатор Dota 2, однако с появлением PUBG ты погрузился именно в эту дисциплину. Почему так произошло?

— На самом деле всё просто. Я влюбился в PUBG. Эта игра покорила меня сразу. Абсолютно новый для меня жанр, крутая механика, возможность играть без подаренного Гейбом команде руинера… Не игра, а мечта. Брендон — гений.

— Можешь ли ты сказать, что комментировать PUBG интереснее? В чем специфика комментаторской работы по сравнению с Dota 2?

— Комментировать, разумеется, интереснее. Любишь игру — значит хочешь её комментировать и смотреть. Сложностей, однако, с PUBG чуть больше: если ты обсервишь сам (а так бывает чаще всего), а на карте шестнадцать и более команд, нужно помнить их положение в турнирной сетке, тактические особенности, роли игроков в команде… В общем, есть свои нюансы, но ведь главное — заниматься любимым делом! :)

— А если говорить о сложности? В какой из данных дисциплин важнее разбираться в игровых тонкостях, уметь анализировать?

— Однозначно в обеих. Вопрос в том, что в Dota 2 я был не очень хорош, мой MMR достигал 4 500, и выше я не мог пробиться. В PUBG я стабильно попадаю в 1 % лучших игроков сервера, часто сталкиваюсь с профессионалами — и отнюдь не всегда терплю поражение.

— Как и ты, NAVI ворвались в PUBG! Порадовала ли тебя и комьюнити, увлечённое данной дисциплиной, эта новость?

— Да. Безумно! Разумеется, появление одного из самых узнаваемых в мире СНГ-тегов стало бустом для комьюнити PUBG в целом. Я благодарен Евгению Золотареву за это решение. Мне, как человеку, тесно связавшему свою жизнь с PUBG, приятно осознавать, что её киберспортивная составляющая развивается во всех направлениях, благодаря и издателю игры, и киберспортивным организациям, и комьюнити.

— Ты ведь был настоящим фанатом стака Grubie. Почему болел именно за этот квартет?

— Мне сразу понравились эти открытые, добрые ребята. Да и тот игровой стиль, который они для себя выбрали, мне импонировал. Абсолютная агрессия. При этом с холодной головой. Эффективность зашкаливала!

— В какой момент ты заметил POKAMOLODOY и его тиммейтов? Что натолкнуло тебя на мысль о том, что у этих ребят хорошие перспективы?

— На первых же турнирах. Ребята выделялись из толпы. Казалось бы, везде сильные и на тот момент примерно равные игроки, но стак Вадима почему-то заставлял остановить на нём свой взор. Было что-то особенное, как будто у этих ребят появилась цель, и ты видишь стремление к ней. Это вызывает уважение. И веру.

— Говорят, что жёлто-чёрную форму примерил лучший из возможных квартетов. Согласен с этим утверждением? Как оценишь текущую форму новоиспеченного состава?

— На данный момент это сильнейший коллектив в СНГ, разумеется, уверенно входящий в топ-5 мира. Форма ребят отличная, они круто сыгранны — но вот вышел патч, и нас, как и NAVI, ждёт много интересного. Нужно «нащупать» свою игру и мету.

— Экс-состав «грубых» дополнил Drainys, но ты видел ребят в деле и без него. Как считаешь, изменилось ли что-нибудь в игре коллектива с его приходом? Повлиял ли Свят на трио?

— В моём представлении появление Drainys в составе NAVI — это как долго собирать пазл с небом: ты крутишь частичку пазла, ты вроде не ошибся, но что-то не то, а потом ты всё-таки ставишь её правильно, и получается красивая картинка. Он не повлиял, он дополнил. Это ценнее.

— Можно ли сказать, что этот небольшой решафл действительно усилил состав? Почему именно Drainys был нужен «грубым»?

— NAVI был нужен опытный профессиональный игрок с боевым духом, высокой моралью, да и просто умелый воин. Понимаю, что на первый взгляд звучит как описание Черного Дракона из «Героев III», но это действительно про Свята. GLL всё показал — это была проверка. Они её прошли. Вместе.

— Победа на GLL — ожидаемый результат или же сенсация? Кого аналитики выделяли в преддверии соревнований? Сбылись ли прогнозы?

— Я был уверен, что, даже несмотря на недавний решафл, NAVI — фавориты на этом турнире. Если бы они не попали в топ-3, я бы, пожалуй, удивился и расстроился. Но результат хороший. Прогнозы относительно других команд, честно говоря, не сбылись: 5-е место Faze Clan и 2-е Lumber Mill — вот что действительно неожиданно.

— В разгар состязаний квартет Natus Vincere оказался в шатком положении. Причина в невезении с оружием?

— Здесь лучше спросить у игроков, я не любитель строить теории без фактов. Раза три были крайне неприятные круги, они могли быть большей проблемой, чем оружие, но это взгляд сверху.

— Два дня ты наблюдал за выступлением нашей команды. Можешь выделить сильные стороны? Что именно помогло ребятам занять первую строчку итоговой таблицы?

— Помогли четыре победы и в целом большое количество убийств. Если бы не это, обыграть LM было бы очень сложно. «Лесопилка» показала фантастическую стабильность. Команда ни разу не выиграла, лишь дважды брала вторые места, один раз была третьей, и всё равно уступила только NAVI. Уверен, Вадим скрупулезно проанализировал выступление своей команды, соперников и сделал выводы.

— На какой карте NAVI чувствовали себя более уверенно? В чём это выражалось?

— По моим ощущениям, уверенность и спокойствие пришли к парням на Мирамаре, хотя тот же Свят имел на ней небольшую соревновательную практику, но тут уже сказался опыт тиммейтов, которые именно на Мирамаре получили путёвку в этот финал. Круги были комфортнее, разыгровка качественнее с точки зрения стратегии и ее реализации.

— Если проанализировать игру Рождённых Побеждать на карте Эрангель, на что стоит обратить внимание? Что, напротив, им удаётся лучше, чем остальным?

— Парни отлично двигаются и стреляют — в этом их сила. Для этого Мирамар невероятно хорош, но на Эрангеле им тоже не надо стесняться. Продолжать гнуть свою линию, не ломать привычный плейстайл. Хотя с новым патчем, быть может, и в тактике NAVI произойдут изменения. Тут тяжело что-то конкретное сказать, лучше присмотреться к команде в ближайшую неделю-две.

— Некоторые отмечали, что на Мирамаре парни играли на порядок лучше. Склонен ли ты согласиться с этим, или же успешный перформанс во второй день не был обусловлен исключительно выбором карты?

— Вадим очень хорошо знает Мирамар — а он один из сильнейших капитанов в мире. Знание, наложенное на тактическое понимание задач, приносит Natus Vincere свои плоды.

— На твой взгляд, выделяется ли кто-то из коллектива в плане индивидуальных навыков? Кого из NAVI ты назвал бы MVP турнира? Может, каждый заслуживает особой награды за выполнение определённых функций?

— Знаете, я понимаю ценность проделанной работы Вадима, Ивана и Святослава, но лично для меня MVP турнира — Shade1. В шестнадцать лет приехать на турнир и играть на равных с бородатыми дядьками из FaZe Clan — круто. Помню себя в эти годы, и мне кажется, я бы так не смог. Чужой авторитет, возраст, люди с камерами вокруг… Это всё давит и мешает. В общем, свой личный значок MVP я бы именно Диме отдал. Для него это была серьёзная проверка, и он достойно её прошёл — настоящий, взрослый спортсмен. Несмотря на нашу разницу в возрасте в двенадцать лет, я его очень уважаю. Так держать.

— Насколько в PUBG важна координация действий? По твоему мнению, справляется ли с этой задачей капитан Natus Vincere?

— На плечи капитана ложится 80–90 % ответственности и успеха команды. Насколько мне известно, в поздних кругах колить начинает и Иван. Стратегическую подготовку NAVI я бы оценил на 9,5/10 из 10. Вадим большой молодец.

— Какой игровой момент в ходе турнира тебе особенно запомнился?

— Несколько абсолютно крышесносных моментов произошло, и хорошо, что это были моменты без участия NAVI. Второй день GLL можно было смело объявить «днём сэндвича»: количество команд, попадающих на Мирамаре в перекрёстный огонь двух, а то и трёх сквадов, зашкаливало. Зато на хайлаты улетела пара крутых клатчей.

— Высоки ли шансы команды выступить столь же успешно на грядущих турнирах?

— Да, безусловно. Я верю в NAVI и остаюсь их преданным фанатом и другом.

Анонсирован турнир с $ 2 000 000 призовых. Как это повлияет на киберспортивную составляющую PUBG? Готова ли игра к мероприятиям такого масштаба?

— Major для PUBG был необходим. PUBG corp. должна была показать командам, организациям, инвесторам, рекламодателям и всему миру, что она сама готова идти в киберспорт. Это очень важный и полезный шаг.

Что же касается игры, она готова, но вот система квалификаций, которые проходят на новом патче, да ещё к тому же открытые... У меня есть определенного рода опасения относительно их честности и корректности. Я бы так не делал. Это неправильно.

— С твоей точки зрения, над чем разработчикам игры следует потрудиться в первую очередь?

— Наверное, над сетевым кодом. Качество и скорость соединения, регистрация попаданий.

— Какой элемент интерфейса ты хотел бы увидеть в клиенте игры?

— Отвечу как комментатор. Крайне необходимы худы, отображающие гранаты. И боевые, и дымовые значат слишком много, это важная часть игры, и не понимать, почему игрок не кидает в тот или иной момент гранату, весьма некомфортно. Быть может, надо дать обсерверам доступ к инвентарю игроков.

— Нужна ли третья карта?

— Чем больше, тем лучше. Верю, в 2020-м будет не меньше шести карт.

— Бытует мнение, что стать профессионалом в PUBG не так уж сложно. На твой взгляд, соответствует ли уровень профессиональных игроков столь динамичному развитию соревновательной сцены?

— Если это мнение верно, то почему тогда так мало команд уровня NAVI, Faze Clan и им подобных?

— Справедливо ли распределены слоты между регионами? Если бы этим вопросом занимался ты, разделил бы квоты иначе?

— Я понимаю, что квоты выдаются соответственно количеству игроков и зрителей в регионе. Нам повезло, что мы получили два слота. Я боялся, что будет лишь один.

— Рассчитываешь ли увидеть NAVI в числе участников LAN-финала The PUBG Global Invitational 2018? Есть ли у нашей команды достойные конкуренты в СНГ?

— Очень хочу, но мы уже знаем о проблеме возрастного рейтинга игры и, соответственно, о том, что Shade1 не сможет играть в Германии. Я очень надеюсь, что рейтинг PUBG изменят, ведь в CS:GO 16-летнее ограничение. Не вижу здесь честности. Конкуренты у Natus Vincere есть, их немало: AVANGAR, Team Empire, Vega Squadron, M19, Team Unique и многие другие.

— А на мировой арене?

— Около полутора десятков очень хорошо подготовленных команд, перечислять их нет смысла, но вы могли видеть их на всех последних крупных турнирах. Всё будет зависеть от того, насколько быстро они адаптируются к новому патчу.

— Тот самый мейджор по PUBG определит победителей в режиме от первого и от третьего лица, поскольку на Востоке и на Западе популярны разные версии. На твой взгляд, это добавляет дисциплине уникальности или, напротив, усложняет соревновательный процесс, делая его изолированным для каждого дивизиона?

— Возможность для каждого региона сыграть в комфортном режиме есть, значит, проблем нет. Вот если бы азиатские коллективы заставили играть только FPP, как на StarSeries в Киеве, то было бы нечестно, а так все находятся в равных условиях.

Источник: navi.gg