DieZzz: «Тренировка в PUBG — это очень размытое понятие»

Игрок команды AVANGAR Артем «DieZzz» Липатов ответил на множество вопросов в содержательном интервью. Как началась карьера Липатова в киберспорте? Как Артем оценивает деятельность разработчиков PlayerUnknown’s Battlegrounds за последнее время? Как проходит подготовка AVANGAR к турнирам? Об этом и многом другом читайте далее!


— Как ты познакомился с PUBG? Во что играл до этого? Почему решил играть в PUBG профессионально?

— Очень долгое время увлекался Call of Duty 4. Чуть позже понял, что пора пробовать в онлайн-игры. Начал с Counter-Strike, тогда уже был GO. В 1.6 тоже играл параллельно с Call of Duty 4. Думал пробиться на профессиональную сцену через CS:GO, но потом вышел PUBG. Через неделю, как только он появилась в Steam, я сразу его купил. Начал играть, понял, что у меня получается, и вот как-то так понеслось. Уже в июле начал играть турниры, а теперь я в команде.

— Как тебе после CS:GO PUBG? Сразу привык к механике или поначалу пришлось приспосабливаться?

— Честно сказать, к механике я привык сразу, но для меня это была первая battle royale игра и сложнее было привыкнуть к самому пониманию основ, нежели к механике. Стрельба там не сильно отличается, а вот именно к пониманию игры очень долго пришлось адаптироваться.

— С чего начиналась твоя профессиональная карьера в PUBG? Участвовал в онлайн-турнирах или сразу пробовал пробиваться в команды?

— Да, собирались, играли онлайн-турниры. Когда я начинал, в дисциплине была всего одна лига. Она называлась PUBG Online. Играли там в про серии и уже к сентябрю я попал в профессиональную команду.

— Какие успехи были у тебя в онлайн-турнирах? Выигрывали что-то серьёзное или это скорее было больше для развлечения?

— Не выигрывали, но держались на такой планке, что нас знали в Европе.

— Как на тебя вышли forZe? Как ты попал в свою первую профессиональную команду?

— В октябре я играл, увидел, что команда собирает состав. На тот момент уже подписали одного игрока под ником Sadovnik (Артем Данилюк, сейчас игрок forZe, примечание редакции) и искали ещё. Так как я был уже с опытом турниров, меня нашел Sadovnik, мы с ним пообщались, связались с forZe и так я попал в команду. Потестился, посмотрели меня и решили, что подхожу.

— Как вписался в коллектив? Сразу приняли хорошо или пришлось потратить время на адаптацию?

— На тот момент был только я и Sadovnik, мы играли вместе и по общему пониманию подбирали себе тиммейтов. В основном нужно было притереться к Sadovnikу.

— Как оцениваешь свои выступления в Forze, как тебе результаты команды? Общее впечатления от первого в твоей жизни профессионального коллектива?

— Эмоции положительные. Эта организация меня научила понимать, что киберспорт – это работа и нужно серьёзно стараться, чтобы чего-то достичь. За это я благодарен forZe. Что касается результатов, то в целом они были не очень положительные. Где-то мы преуспевали, где-то проседали, но в целом сильного результата не показали.

— Давай поговорим немного о StarSeries i-League/Season 1. На турнир пригласили от СНГ-региона AVANGAR и Vega Squadron, а forZe инвайт не получили? Как ты считаешь, на тот момент это было справедливое распределение приглашений? Заслуживали ли forZe инвайт?

— На тот момент это были совершенно справедливые инвайты. Vega Squadron показывала очень хорошие результаты. Ребята, будучи ещё не под организацией, показывали отличную игру и продолжили также выступать и в составе Vega Squadron. Их инвайт закономерен. AVANGAR - это создатели СНГ-комьюнити PUBG, ребята которые выиграли IEM Katowice 2018, проходили отборы на все крупные ивенты. Они 100% заслужили инвайт. Всё было справедливо. ForZe на тот момент не заслуживали приглашения. Это точно.

— Несмотря на то, что ты не попал на турнир в качестве игрока, тебя пригласили туда как аналитика. Как тебе работа в этой роли на таком крупном офлайн-ивенте?

— Да, я был аналитиком. Хочу сказать большое спасибо Борису «STARSKY» Старосельскому (на данный момент комментатор организации Team Unique). Хочу поблагодарить его за возможность принять участие в таком большом ивенте и окунуться впервые в эту атмосферу. Аналитиком, конечно, быть прикольно, но и тогда и сейчас я горел желанием играть, а не анализировать. Для меня первый опыт такого крупного турнира, возможность посмотреть, познакомиться с ребятами, проанализировать – это было довольно-таки круто.

— Это был первый твой опыт публичных выступлений, волновался? Не было мандража перед камерами/аудиторией?

— В стартовый день было очень тяжело, потому что это такое масштабное событие, тебя смотрит куча народу. Конечно волновался поначалу. Но уже через пару игр обжился, вошел в свою колею, стал говорить, как есть, и даже не замечал, что на меня смотрели.

— Насколько отличаются ощущения от игры, когда ты смотришь её, анализируешь и когда катаешь сам? Замечаешь какие-то ошибки, на которые мог бы не обратить внимание, если бы играл сам?

— Как и во всех дисциплинах, со стороны то, что нужно было сделать, виднее всем, а в момент игры, естественно, тяжело под это подстроиться. Во время сражения не понятно, что тебе может прийти в голову. У нас в PUBG есть 100 вариантов решений в одной игровой ситуации. И только один из них будет правильный. Остальные 99 будут ошибочными. И ты запросто можешь выбрать неправильный вариант. Всё это делается на интуиции и решения приходят спонтанно, ты не можешь предугадать правильно ты поступил или нет. Ведь в одной ситуации одно решение может быть правильным, а в другой – заруинить тебе игру. Мы все допускаем ошибки и на них учимся.

— На том турнире AVANGAR заняли 6 место, какие у тебя впечатления были от их игры? Успел тогда познакомиться с ребятами?

— С AVANGAR, конкретно с MuMiNo и KeeN, я был знаком с начала своего пути в PUBG. Я как раз начинал играть первые турниры в онлайн-лиге в одной команде. Там были я, MuMiNo, KeeN, POKAMOLODOY и с заменами играл Maga. С этими ребятами я начинал играть турниры, и мы прекрасно уже тогда знали, кто из себя что представляет. Мне всегда импонировала игра AVANGAR. MuMiNo – это очень сильный капитан. Он большой вклад вносит в командную игру благодаря моральной поддержке. У них с KeeN огромный опыт ланов за плечами, и они могут подобрать правильные слова для новичков, таких как я, на масштабных офлайн-турнирах.

— Раз мы уже заговорили об AVANGAR, давай перейдем к твоему переходу в эту команду. Сотрудники forZe в социальных сетях охарактеризовали его как первый трансфер в PUBG в СНГ-регионе. Что ты можешь рассказать по этому поводу?

— Пусть это остается так, как это указано в источниках – трансфернули и трансфернули.

— Как твой переход повлиял на распределение ролей в команде? Кто сейчас задаёт тон коллективу, управляет командными передвижениями?

— На данный момент в игре мета такая, что есть лишь 4 стрелка. Сейчас всё зависит от командной игры и от того, как 4 игрока взаимодействуют. Если все играют вместе хорошо – следовательно и результаты у них отличные. Нет каких-то определённых ролей, типа снайпера, хелпующего. Такого нет. Снайперскую винтовку могу взять я или кто-то другой, как попрёт. В целом мы все 4 стрелка и двигаемся от этого направления.

— Как у вас с коммуникацией в команде, кто ингейм лидер? Как всё происходит на межличностном уровне?

— У нас сейчас два молодых игрока, я и 0nuqtive. Жану (MuMiNo) уже 30 лет и это человек, который стоял у истоков Казахстана в Counter-Strike 1.6. Чемпион Казахстана. Они с KeeN ветераны киберспорта. Поэтому очень хорошо понимают, что такое киберспорт, имеют отличный опыт выступлений на ланах и передают его нам. У нас семейная коммуникация – мы семья. Все другу друг помогают. Если у кого-то есть проблема, то мы её решаем вместе.

— После перехода в AVANGAR в твоих социальных сетях всё чаще начали появляться сообщения о выездах на буткемпы, постоянных разъездах? Не сложно ли так часто путешествовать? Где тебе удобнее тренироваться: на буткемпах или дома?

— Честно сказать, то, что предоставляет AVANGAR, а именно постоянный буткемп – это очень круто. Благодаря этому ты живешь только с командой, никогда не теряешь форму и чем ближе ты к коллективу, тем лучше становится ваша коммуникация. Я понимаю, что это работа, но при этом получаю от неё удовольствие. Грубо говоря, буткемп – это своего рода командировка. Без него я не понимаю, как можно вообще готовиться к турнирам. Дома я не играю вообще. Там я только отдыхаю, провожу время с родителями и тому подобное.

— Как у вас проходят буткемпы? Сколько часов в день вы тренируетесь? Кто с вами работает? Возможно, есть какие-то специальные упражнения для развития скила?

— Честно говоря, тренировка в PUBG – это очень размытое понятие. Здесь нет таких возможностей, как в том же CS:GO, где ты можешь зайти dm, покатать полчаса, расстреляться. Тут ты приземляешься, играешь и всё. Буткемп же проходит так: у нас есть тренер-аналитик, он нам ставит задачи на определённый день. К 14-00 мы садились за компьютер и играли до ночи, часов до 24. До 20-00 каждый тренировал личный скил, что кому больше нравится, стрельба там и т.п. После 20-00 играли командные праки, анализировали свои ошибки - и по новой. И так каждый день. Тренер нам устанавливал конкретные задачи, что мы тренируем, а что нет. Он модерирует весь процесс, мы его слушаем и выполняем указания.

— Давай поговорим о главном событии года в PUBG, а именно PGI 2018. Для AVANGAR он начался со скандала. KeeN и MuMiNo отказали в выдаче немецкой визы. Говорят, чтобы решить эту проблему, пришлось вмешиваться Министерству иностранных дел Казахстана. Как так получилось, что вы смогли попасть на турнир в полном составе? Помогала ли новосозданная Федерация киберспорта Казахстана?

— Да, случилась такая неприятная ситуация, что ребята могли не попасть на турнир из-за отказа в выдаче визы. Но всё-таки обошлось. Да, была помощь со стороны МИДа, была помощь со стороны Федерации киберспорта Казахстана. Никаких особых подробностей я не знаю. Скажу только, что ребятам помогли, визы были получены и мы сыграли полным составом.


— Если бы MuMiNo и KeeN не получили визу, чтобы вы делали? Снимались с соревнования или играли с заменой? Может быть кого-то уже наигрывали?

— Сниматься с турнира мы бы точно не стали. Мы уже приехали с 0nuqtive и тренером туда. Подумывали о заменах. На турнире было очень много игроков из СНГ региона, которые приезжали как зрители, поболеть за нас или за Navi. И можно было кого-то из них цепонуть. Но мы свято верили в то, что ребята получат визу, и этот вариант даже особо не рассматривали. Никого конкретно не наигрывали.

— Как-то повлияла эта ситуация на итоговый результат? Может была какая-то дизмораль?

— Я скажу, что эта ситуация, наоборот, нас зарядила, дала злость. Столько нервов было потрачено, ребята всё же попали и вот мы в Берлине в полном составе и можем показать свою лучшую игру. Это сделало нас только сильнее и помогло двигаться дальше.

— Чемпионат мира стартовал для AVANGAR не лучшим образом. Как и Navi, в турнире от третьего лица вы не смогли показать свою лучшую игру. Почему так? Не наигрывали этот режим? Делали ставку на соревнование от первого лица?

— Сказать делали ставку на FPP было бы неправильно. Что состязание от первого, что от третьего лица на одинаковую сумму. Ты приезжаешь на Чемпионат мира и должен быть готов к каждому режиму, независимо от того, что в нём есть. Мы все готовились к TPP, но все уже так привыкли к FPP режиму в плане того, что те мувы, которые мы делали, подходят только для первого лица. И на третьем лице нас из-за этого много раз убивали, и игра не пошла. Мы делали движения, которые мы обычно делаем в первом лице, но в третьем они вообще не работают.

Отлично показали, как нужно играть TPP, корейцы. Они, естественно, и выиграли этот турнир. Их тактика была просто феноменальной.

— Многие игроки в PUBG, особенно из СНГ региона жалуются на то, что вид от третьего лица не совсем честный и не подходит для турниров. А как считаешь ты? И с каким видом тебе удобнее играть?

— Моё мнение, что скидывать всё на лицо, что оно не удобное, оно не соревновательное – просто глупо. Когда игра только начиналась, все играли в TPP и никто не возмущался. Всё турниры игрались от третьего лица и недовольных не было. Просто, когда ты приезжаешь на турнир с видом и от первого, и от третьего лица, и говоришь: «Ну вот третье лицо оно не честное», извини меня, значит ты просто не готовился к соревнованию. Если ты приезжаешь на чемпионат такого масштаба, ты должен быть готов к любому формату сражений. Организаторы могли просто сделать один турнир от третьего лица, и никто бы не отказался от соревнований, все бы также спокойно играли.

— Довольны ли вы как команда своим результатом на PGI 2018по PUBG или хотели большего?

— Можно было лучше.

— Что вам помешало сыграть лучше?

— Ошибки в процессе игры, которые не нужно было допускать. Мы все их разобрали, исправим и к StarSeries & i-League PUBG Season 2 будем сильнее.

— Многие игроки жаловались на очень высокую температуру внутри «Мерседес-Бенц-Арены», которая мешала играть? Не мешало ли это тебе? И как в целом впечатления от организации соревнования?

— Сама организация на высшем уровне, всё прошло гладко. Естественно, было жарко. Кондиционеры были в зале, но из-за того, что у тебя стоит 80 компьютеров плюс освещение, вся эта система охлаждения не очень спасала. Меня это не отвлекало, но порой было невыносимо жарко и хотелось выйти на улицу, иначе просто подскакивало давление, и голова шла кругом.

— Долгое время в игре не было никаких патчей, но сейчас разработчики начали активно добавлять контент и вносить изменения. Как оцениваешь их деятельность за последний год? Что в PUBG стало лучше? Что хуже? И что ещё нужно сделать, чтобы играть стало более комфортно, как обычному юзеру, так и киберспортсменам?

— Сейчас для пользователей, которые просто играют в паблик, разработчики сделали практически всё возможное. Обычному геймеру играть максимально комфортно. В плане киберспорта сейчас чётко видно, что создатели PUBG хотят развивать соревновательную сцену. Они делают больше турниров, недавно анонсировали esports план на год, что они будут добавлять. Так, теперь у каждого региона теперь будет собственная лига со своими призовыми. Поэтому я считаю, что PUBG двигается в правильном направлении. Но им виднее, что ещё нужно изменять, я не разработчик. Сделали обновление – играю и всё. Ни на что не жалуюсь.

— В игру постоянно добавляют новое оружие/обвесы. Влияет ли это как-то на киберспортивную сцену PUBG? Как вы адаптируетесь к новому контенту?

— К оружию мы относимся нормально, потому что, когда выходит обновление, ты в тот же день не играешь турнир, а сразу тестишь девайсы. Если оружие слишком имбовое, появляется очень много отзывов на Reddit и разработчики всё оперативно фиксят. После этого оружие становится сбалансированным, и ты можешь его использовать на турнирах.

В плане карт, вот сейчас есть Эрангель, Мирамар – пока только их играем дальше посмотрим. Введут новую, будем её тренировать. Это как в CS, Dust II переделывали, все играли Cobblestone, Dust II вернули – играют его.

— Раз уже заговорили о картах – какая твоя любимая и какое оружие предпочитаешь?

— Любимая карта – Эрангель, любимое оружие – АКМ.

— Почему именно он?

— В связи с последними обновлениями, АКМ стал очень импактным оружием. Контролировать в нём спрей и стрельбу стало гораздо легче, чем раньше. Поэтому это одна из основных пушек у каждого про игрока.

— Скоро в игру обещают вернуть динамическую погоду. Как ты думаешь. будет ли она добавлена в соревновательный режим? И каково твоё отношение к этому апдейту?

— Надеюсь, даже не так, я уверен, что динамической погоды не будет на киберспортивной сцене, исключение, какой-то шоу матч. Очень много игроков будет против этого нововведения и в киберспортивном PUBG его не будет. На каждом турнире есть свои настройки круга, сервера и т.д. и динамическая погода будет только сильно мешать. Она может поломать всю игру – к примеру, резко станет туман или дождь, и это разрушит вам всю стратегию. Это скорее развлекательное добавление в игру, но точно не киберспортивное.

— Ты играл в Counter-Strike и PUBG. Что для тебя интереснее, сложнее? Чем отличается соревновательный PUBG от CS?

— В PUBG было проще попасть. Дисциплина молодая, ей как соревновательной игре недавно только год исполнился, здесь было проще пробиться. Если ты начинал играть неплохо турниры с самого начала, то гарантировано тебя замечали команды, и ты становился более-менее именитым игроком.

Counter-Strike - уже устоявшаяся дисциплина, которая живет очень долго и туда попасть намного тяжелее. Нужно показывать максимум, чтобы тебя заметили. К примеру, играть, какую-то СНГ лигу, познакомиться с каким-то игроком, который уже выступает в команде и от этого двигаться. Познакомился, пообщался, он тебя заметил, потренировались и вот ты уже в команде. Если ты не умеешь коммуницировать в Counter-Strike, тебе не пробиться.

— Это значит, что без личных знакомств в киберспортивном CS делать нечего?

— Не совсем без личных знакомств. Тут не сказать, что какие-то связи решают. Но ты не можешь играть и молчать и ни с кем не общаться, и при этом попасть в команду. Ты в любом случае с кем-то коммуницируешь, к примеру, какой-то игрок скажет: «О, ты круто катаешь, давай вместе играть эту лигу». Ты в любом случае знакомишься с людьми: этот человек знает кого-то ещё и вот так двигаешься по цепочке, пока не найдёшь команду.

PUBG тоже скоро к этому придёт. У кого-то будет знакомый, который знает меня, и я, если смогу, помогу ему пробиться дальше в какую-то команду, если у меня будут варианты.

— Как проходит твой день вне буткемпа? Сколько свободного времени тратишь на PUBG, чем ещё увлекаешься?

— Сейчас я после Берлина нахожусь в Москве. Большую часть времени просто гуляю, провожу с семьей. Значительную часть своей жизни я посвятил хоккею, как только приезжаю в Москву сразу выхожу на лёд. Это уже в крови и постоянно тянет покататься. Это такой вид релакса для меня. Дома в PUBG я играю очень мало. Максимум за неделю в Москве – это может быть два раза.

— В что-то ещё кроме PUBG играешь?

— Counter-Strike.

— Возможно, Fortnite или другие Королевские битвы?

— Нет, Fortnite не интересуюсь)

— Какие планы у команды на ближайшее будущее?

— Тренироваться, побеждать. Предстоящий турнир – второй сезон StarSeries & i-League PUBG, на нём я буду участвовать уже не в качестве аналитика, а как игрок. К каждому турниру будем готовиться и стараться победить в максимальном количестве соревнований.

— Как долго ещё собираешься играть в PUBG и чем планируешь заниматься после окончания карьеры киберспортсмена?

— Пока Бог даёт - играем. А что будет в дальнейшем пока не понятно. Может завтра всё оп - и затухнет, а может ещё десять лет буду играть. Предпочитаю решать проблемы по мере их поступления.

— И напоследок пара слов для твоих фанатов.

— Я хочу сказать спасибо все фанатам и тем, кто поддерживал меня ещё с начала карьеры в forZe, и тем, кто начал болеть после прихода в AVANGAR. Болейте за нас, мы чувствуем вашу поддержку и стараемся для вас!

Источник: vk.com