CaspeRRR: «Чтобы PUBG стала большой дисциплиной, она должна быть "вылизана"»

Один из самых известных комментаторов по Dota 2, Роман «CaspeRRR» Лепёхин, рассказал в интервью об участии в европейском финале PUBG Mobile Star Challenge и поделился своими мыслями о развитии PlayerUnknown’s Battlegrounds. Вместе с Сергеем «Camca» Сартаковым, Адлетом «keeN» Нурсейтовым и Георгием «FiftyFourth» Тихоновым Роман занял четвертое место на турнире по PUBG Mobile в Киеве.


— Как быстро ты собрал свою команду? Как ты подходил к выбору игроков? У тебя серьёзный состав: бывший про-игрок, действующий тренер… 

— У нас все — бывшие про-игроки. И есть ещё контент-мейкер, который бывший про-игрок. Тренер — бывший про-игрок. И просто про-игрок. Как-то так у нас получилось.

Всё случилось очень внезапно. Моя изначальная команда была слишком задействована в проведении [этого турнира]. И следовательно мне нужно было в экстренном формате найти команду. Поступило предложение от одного из моих коллег, что можно написать ребятам, которые сейчас здесь. Я написал, а они согласились. Прям всё как-то легко и просто получилось. В итоге, мы все здесь. И готовимся «жарить раков».

— Как ты привыкал к мобильной версии PUBG? И, в итоге, удалось ли тебе?

— Вообще, я начал играть в PUBG с мобильной версии. То есть, в начале я играл в «мобилку», потому что она была бесплатной. Мне просто хотелось «потыкать», посмотреть геймплей. Потом, когда я убедился, что мне вроде как всё понравилось, я купил обычную PUBG. У меня такая история. Обычно наоборот, но у меня именно так. В целом, если привыкнуть… Очень многое зависит от размера экрана. Если экран маленький, то [играть] немного неудобно. Если диагональ достаточно большая, как у планшета, например, то всё просто супер. Вот я играл с планшета, и это было очень круто. 

— Как проходили ваши командные тренировки? Каким образом вы собирались и сколько времени на это потратили? 

— Мы обсуждали стратегии ещё до того, как появилась возможность ворваться в мобильный PUBG. В устном формате, конечно. У нас также до этого была проблема с железной составляющей, потому что не все способны играть в мобильный PUBG на ходу. Некоторым необходима поддержка со стороны железных спонсоров. 

Мы фактически вчера с вечера очень-очень продуктивно провели некоторое время. Сегодня утром я и Samsa очень долго сидели и «катали» вместе дуо. Короче, изучали друг друга, составляли модель поведения. Потом ребята подтянулись, мы ещё с ними успели поиграть. В целом, последние два дня мы очень активно проводим [время] внутри игры и обсуждаем наработки, стратегии и всё такое.

— До PUBG Mobile, как много времени ты уделял мобильным играм? Можешь ли назвать конкретные примеры?

— Да, были. Я не особо приспешник мобильных игр, но в основном PUBG, как раз таки, отнимал у меня определённое количество времени. Бывали разные а-ля «Цивилизации» — игрушки, на которые я тоже могу потратить время в дороге. Тот же Hearthstone, например. Когда я ещё в него играл, сейчас «подзабил» немного. Тоже с мобилки хорошо и удобно игралось. Faster Than Light — ещё один пример, в котором я провёл очень много времени.

Но, опять же, это всё — эпизодические всплески. Когда в дороге, самолёте есть возможность «покатать». [Когда] едешь на маршрутке или такси. Тогда можно [поиграть]. 

— Хотелось бы поговорить об уровне конкуренции на турнире. Говорят, что участники не основательно подготовились к этому ивенту. Как думаешь, есть ли в этом польза для самого шоу? Ведь команды, по идее, будут равны.

— Ну тут есть парочка «задротских» стаков. Вообще, самое крутое шоу всегда получается, когда уровень игры плюс-минус равный. Он может быть одинаково хорош, но может быть и одинаково плох. И так, и так получится красиво. Как сейчас получится — не знаю. Потому что есть тут несколько ребят, которые действительно «задроты». Даже можно зайти в рейтинг и убедиться в том, что там есть топ-300 Европы. Ещё какие-то ребята из топ-1000 есть. Там хватает парней, которые действительно много времени провели в мобильном PUBG. Но есть и обратные примеры. Не буду говорить какие (смеётся).

— Давай затронем тему мобильного про-гейминга. Мобильные игры приносят прибыль, но никогда не собирают стадионы. Сможет ли в будущем мобильный киберспорт стать таким же большим, как и обычный?

— Я не уверен, что сможет. Совсем не уверен. Почему? Объясню просто. По моему субъективному мнению, мобильные игры, которые пытаются копировать сложные геймплейные моменты с разных шутеров, не раскрывают всех возможностей игрока. То есть, ты не можешь на 100% целиться, стрелять, двигаться и показывать все вот эти вещи. Тебе просто не позволяет технология делать это, в отличие от того же ПК. Если мы сравним PUBG на телефоне и на ПК, то естественно, что там и там будут совсем другие «картинки». 

Но если делать упор не на столь сложные экземпляры, а какую-то условную Hearthstone… Были примеры, когда ребята просто из аэропорта играли на турнирах. И это было действительно прикольно. Где-то кто-то с камеры снимал, второй сидел с телефона. Это действительно может быть круто. И, в таком виде, мне кажется, что мобильный киберспорт может заиграть.

— Давай поговорим о падении онлайна в PUBG. С чем оно связано и как с этим можно бороться?

— С тем, что на протяжении долгого времени разработчики «забивали» и не чинили самые очевидные вещи. И [теперь] игроки считают, что к ним просто плохо относятся. Из-за этого многие могут бросить игру. Когда ты заходишь изо дня в день, а у тебя одна и та же проблема, которая есть почти у всех, но при этом она почему-то не чинится. Это вызывает раздражение. И, опять же, [появляется] чувство, будто разработчикам на тебя наплевать.

Чтобы этого не было запустилась программа FIX PUBG, которая сейчас пытается агрессивно всё починить и вернуть игроков. Они понимают, что в этом заключается ключевая проблема. [Вдобавок] появляются разные сильные конкуренты, плюс ещё скоро выйдет несколько «королевских битв». [Они] сейчас будут везде. Просто любой инди-разработчик сделает Battle Royale. Mario: BR, старые «танчики» BR… Хотя там практически Battle Royale и был. Всё что угодно станет «королевской битвой». Поэтому PUBG стоит немного насторожиться. Нужно быть осторожными и следить за своим продуктом, чтобы не просесть.

— Задумывался ли ты о том, чтобы попробовать себя в роли комментатора PUBG?

— Да, были предложения на самом деле, но пока что мне играть и смотреть как-то чуть интереснее. Потому что комментировать, особенно первые двадцать минут игры, когда всё достаточно медленно, по большому счёту нечего. Мне это не особо сильно нравится. Как только темп игры чутка ускорят, как только будет «месиво» с первых минут, тогда, возможно, [буду комментировать PUBG].

— Есть ли у тебя команды в PUBG, за которыми ты постоянно наблюдаешь или болеешь?

— Это, в принципе, все наши ребята, которые держатся в топе. Вот парни из AVANGAR, те же Na’Vi, которые чуть-чуть пострадали после решафлов. Наверное, что эти [команды]. Ещё я смотрел за Empire и M19, когда они ещё играли.

— Ты наблюдал за постепенной эволюцией Dota 2. Теперь ты наблюдаешь за похожим процессом у PUBG. По твоим ощущениям, движется ли PUBG в правильном направлении, чтобы стать такой же большой киберспортивной дисциплиной?

— Идея у них есть, но реализация хромает. Как говорится, за идею — «пять», а за старания — «тройка». И с большой натяжкой, пока что. Опять же, кампания FIX PUBG не просто так появилась, потому что действительно есть трудности. Если круто всё сделают, починят практически всё и игра будет нормально и везде работать, не будет никаких поломок и вылетов, может быть что-то и получится. Но это какой-то титанический труд нужно проделать.

Не знаю, будет очень тяжело ребятам. [Чтобы PUBG стала большой дисциплиной], она должна быть просто «вылизана», отполирована до блеска. Чтобы когда человек заходит в игру, которая имеет многие репутационные проблемы и многие знают, что где-то что-то в ней сломано или не работает, и [удивился]. Мол, что вы несёте, всё круто и у меня всё идеально «летает». Пули за стену и за угол не залетают, машина в воздухе не взрывается просто так, и это всё враньё. Как только это произойдёт, тогда, возможно, будет вторая, третья волна прироста игроков.

Источник: starladder.com